trains_hr.gif
 


В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ И ШКОЛЬНИКУ

 


Горбачев Л.И. Основы программирования в среде Turbo Pascal.

[НАЗАД]    [ДАЛЕЕ]

8. Программа. Структура программы.

8.1. Описание Uses.

   Описание Uses состоит из зарезервированного слова Uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей.

Формат: Uses <имя1>, <имя2>, ...;
Пример: Uses Crt, Dos, MyLib;

8.2. Описание меток.

   Перед любым оператором языка паскаль можно поставить метку, что позволяет выполнить прямой переход на этот оператор с помощью оператора перехода goto из любого места программы. Метка состоит из имени и следующего за ним двоеточия. Именем может служить идентификатор или цифра (не более 4-х цифр, от 0 до 9999). Максимальная длина имени метки ограничена 127 символами.

   Перед употреблением метка должна быть описана. Раздел описания меток начинается зарезервированным словом Label (метка), за которым следуют имена меток, разделенные запятыми. За последним именем ставится точка с запятой.

Формат: Label <имя, ...>;
Пример: Label Metka1, 100, Block20;

   После записи метки в разделе операторов следует двоеточие, показывающее компилятору, что идентификатор используется как метка:
.....
Label M1, M2; {Описание меток}
begin
......
M1: <оператор> {использование M1 в разделе операторов}
......
M2: <оператор> {использование M2 в разделе операторов}
......
end.

   Если метка описана, но в разделе операторов не используется, то ошибки при этом не возникает, т.е. метки можно описывать и применять по мере расширения программы.

8.3. Описание констант.

   В описании констант производится присваивание идентификаторам констант постоянных значений. Описание начинается зарезервированным словом Const, за которым следует ряд выражений, присваивающих идентификаторам постоянные числовые или строковые значения. Выражения присваивания отделяются друг от друга точкой с запятой.

   Если в программе используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись, либо сменные константы (для разных вариантов программы), то их целесообразнее описать в разделе const:

Формат: Const имя_константы = значение;
Пример: Const MaxInd: word = 100; {Типизированная константа}
Vvod = 'Блок_1'; {Строковая константа}
Kod = #124; {Константа - шестнадцатеричное значение}
A = 2.75;
CharSymbol = '&';
CharLine = 'Enter';

   Удачное с точки зрения мнемоники именование констант пользователя делает программу более читаемой и позволяет быстро вносить корректировку в программу при изменении алгоритма. В Turbo Pascal большое число констант определено стандартно, к ним можно обращаться без предварительного описания.

   В Турбо Паскале имеется ряд заранее определенных констант, которое можно непосредственно использовать в программе (без их описания в разделе const):

  • MaxInt = 32767 - наибольшее положительное целое число типа integer;
  • MaxLongInt = 2147483647 - наибольшее положительное целое число типа longint;
  • Pi = 3.1415926535897932385 - число "пи".

   При описании констант Турбо Паскаль допускает использование выражений, в свою очередь состоящих из констант, описанных ранее.

Пример: const Min = 0;
Max = 1000;
A = (Max - Min) / 2;
Enter = Chr(13);
Ln10R = 1 / 2.306;
Pi2 = Pi / 2;

8.4. Описание типов данных.

   Тип данных может быть описан либо непосредственно при описании переменных, либо определяться идентификатором типа. Стандартные типы не требуют описания в отличие от типов, образованных пользователем.

   Описание типов данных начинается зарезервированным словом Type, за которым следуют одно или несколько определений типов, разделенных точкой с запятой.

Формат: Type имя_типа = значение_типа;
Пример: Type Matr = array[1..10] of real;
LatLetter = ('a'..'z');
Day = 1..31;

   Каждое описание задает множество значений и связывает с этим множеством некоторое имя типа.

   Пример описания имен типов переменных, отличных от стандартных, т.е. переменных типа "перечисление", ограниченных переменных, массивов и т.д.:
type имя_1 = вид_типа_1;
имя_2 = вид_типа_2;
...................
где имя_1, имя_2 - идентификаторы вводимых типов.

Пример: type MyColor = (Kra, Kor, Zel, Bel);
Пример: type seasons = (spring, summer, autumn, winter);
eyeshade = (black, brown, hasel, green, gray, blue);

   Введены два новых типа: seasons и eyeshade. Первому типу принадлежат четыре значения, поэтому в скобках стоят именно четыре константы, однозначно определяемые своими именами. Во второй тип eyeshade включено шесть значений. Если заданы объявления этих двух типов и следующие объявления переменных:
var holiday, thistime: seasons;
eyes: eyeshade;
то можно написать ряд присваиваний:
thistime := winter;
holidays := summer;
eyes := blue;

8.5. Описание переменных.

   Нужно помнить, что должны быть описаны все переменные, встречающиеся в программе. Описание обязательно предшествует использованию переменной. Описание переменных начинается зарезервированным словом Var (переменная), затем через запятую перечисляются имена переменных и через двоеточие указывается их тип и точка с запятой.
var список_1: тип_1;
список_2: тип_2;
................
где список_1, список_2, .... - имена переменных (указанного типа), перечисленные через запятую.

   Тип переменной можно задать 2-мя способами:
1) указать имя типа (из раздела type);

Примеры:
type MyColor = (Black, Blue, Green, Cyan, Red);
type Seasons = (Spring, Summer, Autumn, Winter);
var Cvet: MyColor;
ThisYear: Seasons;
2) описать сам тип;

Пример:
var A, B, C: integer;
Result, Summa: real;
Select: boolean;

8.6. Описание процедур и функций.

   Подпрограммой называется программная единица, имеющая имя, по которому она может быть вызвана из других частей программы. В языке Паскаль роль подпрограмм выполняют процедуры и функции. В общем случае подпрограмма имеет ту же структуру, что и программа. Для описания подпрограмм используются зарезервированные слова Procedure и Function, которые записываются в начале подпрограммы.

Формат процедуры:
Procedure <имя_процедуры> {<параметры>};
<разделы_описаний>
begin
<раздел_операторов>
end;

Формат функции:
Function <имя_функции> {<параметры>} : <тип_результата>;
<разделы_описаний>
begin
<раздел_операторов>
end;

   Процедуры и функции подразделяются на стандартные и определенные пользователем. Стандартные процедуры и функции являются частью языка и могут вызываться без предварительного описания. Описание процедур и функций пользователя обязательно.

[НАЗАД]    [ДАЛЕЕ]


Главная
Новости
TurboPascal
Учебное пособие
Лекции
Исходники
Математика
Книги
Лекции
Шпоры
ЦТ и ЕГЭ
Физика

Книги

Шпоры
ЦТ и ЕГЭ

Литература

Сочинения

Краткие содержания

Другое
Мой родной край
Фотогалерея
Форум
Ссылки

Гостевая






 

                                        © Copyright(c) 2004 Amro Group. All rights reserved

 

Hosted by uCoz