trains_hr.gif
 


В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ И ШКОЛЬНИКУ

 


Горбачев Л.И. Основы программирования в среде Turbo Pascal.

[НАЗАД]    [ДАЛЕЕ]

ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

   Профессор Технического университета в Цюрихе Н.Вирт в 1971 году создал язык программированию и назвал его в честь Блеза Паскаля - PASCAL. Pascal создавался как язык, который, с одной стороны, был бы хорошо приспособлен для обучения программированию, с другой - давал бы возможность эффективно решать самые разнообразные задачи на ПЭВМ.

   При создании языка программирования Паскаль, учитывая его средства и возможности, Вирт большое влияние уделял хорошему стилю программирования. Стиль программирования - это выражение опыта общения людей, занимающихся разработкой и использованием программ, опыта, выработанного в результате многолетней практики такого общения.

   В частности, программы, разработанные программистом, должны быть хорошо прокомментированы, интерфейс понятен пользователю. Каждый объект программы: константы, переменные, процедуры, функции и т.п. имеют свое, отличное от других объектов, имя (идентификатор). Правильный выбор идентификатора позволяет сделать программу гораздо понятнее, уменьшить число комментариев в ней. При написании идентификаторов программист должен помнить и придерживаться следующих правил:

  • согласные важнее гласных;
  • начало слова важнее его конца;
  • начальные буквы слова всегда должны быть включены в сокращение.

   Программист должен знать, что от того, как он разместит операторы в программе, существенно зависит наглядное восприятие программы. Такое правило не только улучшает читаемость программы, но и облегчает исправление возможных ошибок. Рекомендуется делать отступы разных уровней от левого края программы.

   Несколько слов об эффективности программ. Любой программист помнит, что основной задачей программирования является создание правильных, рабочих программ. Если программа не работает, то не имеет значение, эффективна она или нет. Вопросы эффективности тесно связаны с целями программы, с процессом ее создания и стилем программирования. Требования к программе определяются на стадии ее проектирования. Критерии эффективности программы могут быть различны:

  • используемый размер памяти;
  • скорость выполнения;
  • удобочитаемость и простота реализации.

   Иногда эти критерии бывают противоречивыми, и какому из них отдать предпочтение, зависит от конкретной задачи, которую решает программист. Вопросы эффективности программы решаются на уровне выбора алгоритма для решения поставленной задачи, выбора языка программирования, а не на уровне операторов (например, не следует бороться за эффективность программы, производя умножение A * A, вместо A ** 2).

   Следует помнить, что существуют основные принципы создания программ, но индивидуальный стиль программиста и творческий подход оказывает огромное влияние на полученную программу.

   Большинство программ создаются для решения какой-нибудь задачи. Решение задачи достигается обработкой информации или данных. Поэтому, каждому программисту необходимо знать, как:

  • осуществить ввод информации в программу - "ВВОД";
  • сохранить информацию на диске - "ДАННЫЕ";
  • получить данные из программы - "ВЫВОД";
  • задать правильные команды обработки данных - "ОПЕРАЦИИ";

   Программист может написать и упорядочить инструкции программы так, чтобы:

  • некоторые из них могли выполниться только при выполнении некоторого условия или ряда условий - "УСЛОВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ";
  • другие выполнялись некоторое число раз - "ЦИКЛЫ";
  • а также собирались в отдельные совокупности, которые могут быть вызваны и исполнены в любом месте программы - "ПОДПРОГРАММЫ".

   Итак, выше были перечислены семь основных понятий программирования: ввод, данные, вывод, операция, условное выполнение, циклы и подпрограммы. Естественно, этот список неполный, но он содержит основные понятия, присущие всем программам. Для хорошего и быстрого изучения языка программирования начинающему программисту рекомендуется посмотреть реализацию каждого из перечисленных семи понятий и начать свою творческую работу по программированию.

   Краткое описание каждого понятия:

  1. Ввод - информация, поступающая с клавиатуры, диска или порта ввода/вывода.
  2. Данные - это константы, переменные и структуры, содержащие числа (целые и вещественные), текст (символы и строки) или адреса (переменных и структур).
  3. Вывод - это означает вывод данных из программы и запись информации на экран, на диск или в порт ввода/вывода.
  4. Операции - осуществляют присваивание значений, вычисление выражений (сложение, деление и т.д.), сравнение значений (равно, не равно, больше и т.д.).
  5. Условное выполнение - это выполнение одной команды или набора команд, если выполняется (т.е. истинно) некоторое условие или если элемент данных имеет указанное значение или диапазон значений. Если условие не выполняется (т.е. ложно), то эти команды не исполняются или исполняется другой набор команд.
  6. Циклы - в циклах набор команд выполняется определенное программистом число раз, пока истинно некоторое условие или пока условие не станет истинным.
  7. Подпрограммы - набор совокупности инструкций, которая имеет имя. Подпрограмма вызывается по имени и выполняется в любом месте программы, где есть такой вызов.

   Приступая к подробному рассмотрению языка программирования Турбо Паскаль, надо начать с лексических единиц, которыми являются зарезервированные (ключевые) слова, идентификаторы, константы и разделители. Пробелы, знаки табуляции, знаки перехода на новую строку не являются лексическими единицами. Любая последовательность таких знаков и комментариев трактуется как единичный пробел и называется интервалом. Применение интервалов необходимо, если в исходной программе рядом располагаются идентификаторы или ключевые слова.

   В соответствии с приведенной классификацией каждая программа, написанная на языке Турбо Паскаль, состоит из лексических единиц и интервалов. Лексические единицы и комментарии образуются из основных символов, к которым относятся:

  • прописные и строчные буквы латинского алфавита:
    - A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    - a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z и знак подчеркивания "_";
  • в качестве десятичных цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9;
  • шестнадцатеричные цифры строятся из десятичных цифр и букв от A до F (или от a до f);
  • при написании программ применяются специальные символы:

    + плюс { } фигурные скобки
    - минус . точка
    * звездочка , запятая
    / дробная черта : двоеточие
    = равно ; точка с запятой
    > больше ' апостроф
    < меньше # номер
    [ ] квадратные скобки $ знак денежной единицы
    ( ) круглые скобки ^ каре
    @ коммерческое "ЭТ" пробел (не имеет обозначения)

  • комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:

    := присваивание <= меньше или равно
    <> не равно >= больше или равно
    .. диапазон значений (. .) альтернатива [ ]
    (* *) альтернатива { }

  • неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем может служить пробел, символ конца строки, комментарий. Слова подразделяются на зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

[НАЗАД]    [ДАЛЕЕ]



Главная
Новости
TurboPascal
Учебное пособие
Лекции
Исходники
Математика
Книги
Лекции
Шпоры
ЦТ и ЕГЭ
Физика

Книги

Шпоры
ЦТ и ЕГЭ

Литература

Сочинения

Краткие содержания

Другое
Мой родной край
Фотогалерея
Форум
Ссылки

Гостевая






 
©

 

Hosted by uCoz